История Регионального центра медицинской профилактики:
1 декабря 1975 года в соответствии решением Министра Здравоохранения РСФСР в составе городской клинической больницы №1 города Новосибирска образован организационно-методический отдел. В основные функции отдела вошли изучение и анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений города, изучение состояние здоровья населения города, разработка и составление статистических таблиц по основным показателям здравоохранения.
29 июля 1994 года по согласованию с председателем комитета по здравоохранению приказом главного врача муниципальной первой городской клинической больницы организационно-методический отдел преобразован в отдельное структурное подразделение – медицинский информационно-экономический центр. Основной задачей центра являлось информационное обеспечение администрации комитета по здравоохранению, разработка и внедрение программ медицинского страхования на территории города, организационно-методическая работа с лечебными учреждениями.
В марте 2004 года, учитывая растущие информационно-аналитические потребности муниципального здравоохранения города, создано отдельное структурное подразделение - Медицинский информационно-аналитический центр. На него возложены обязанности по сбору и анализу статистической, и другой информации с медицинских учреждений города, организационно-методическая работа с медицинскими муниципальными учреждениями.
Работа по профилактике хронических неинфекционных заболеваний, социально-значимых заболеваний, в том числе – туберкулеза, в городе Новосибирске возложена на организованную в июне 2004 года на базе специализированного медицинского объединения «Фтизиатрия» структуру – центр медицинской профилактики. В мае 2004 года приказом начальника Главного управления здравоохранения мэрии города центр становится городским Центром медицинской профилактики. На него возлагаются задачи по профилактике заболеваний и повышению санитарной культуры жителей города.
В 2008 году в результате слияния двух самостоятельных учреждений здравоохранения городского медицинского информационно-аналитического центра и городского центра медицинской профилактики создан МБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр».
На основании приказа министерства здравоохранения Новосибирской области от 27.12.2012 года № К-01 с 26.12.2012 года МКУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» переименовано в ГКУЗ НСО «Городской медицинский информационно-аналитический центр».
На основании распоряжения правительства НСО № 518-рп от 22.11.2013, в соответствии с Законом Новосибирской области от 06.12.2001 № 198-ОЗ «Об управлении и распоряжении государственной собственностью НСО» Государственное казенное учреждение здравоохранения «Городской медицинский информационно-аналитический центр» переименован в Государственное казенное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Региональный центр медицинской профилактики».
В 2020 году в соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 23.06.2020 № 241-рп «О переименовании государственного казенного учреждения здравоохранения Новосибирской области «Региональный центр медицинской профилактики» государственное казенное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Региональный центр медицинской профилактики» переименовано в государственное казенное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Региональный центр общественного здоровья и медицинской профилактики».
Основными Функциями ГКУЗ НСО "РЦОЗ и МП"
«Региональный центр общественного здоровья
и медицинской профилактики» являются:
- разработка, реализация и оценка эффективности мер, направленных на снижение заболеваемости и предотвратимой смертности от неинфекционных заболеваний, увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни за счет увеличения доли лиц, ведущих здоровый образ жизни;
- анализ смертности от неинфекционных заболеваний на региональном и муниципальном уровнях с оценкой географических, половозрастных и социальных факторов, включая оценку ожидаемой продолжительности жизни и повозрастных коэффициентов смертности;
- мониторинг и анализ распространенности факторов риска неинфекционных заболеваний на региональном и муниципальном уровне, в том числе проведение эпидемиологических исследований;
- разработка и реализация региональных программ укрепления общественного здоровья, содержащих мероприятия по профилактике неинфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни;
- участие в разработке и мониторинг реализации муниципальных и корпоративных программ укрепления общественного здоровья;
- организация межведомственного взаимодействия на региональном, муниципальном уровне по вопросам общественного здоровья,
- мониторинг и анализ грамотности населения по вопросам общественного здоровья, включая оценку информированности относительно риска неинфекционных заболеваний на региональном и муниципальном уровнях, а также оценку мотивированности населения к ведению здорового образа жизни;
проведение социологических исследований по вопросам общественного здоровья;
- разработка, реализация и оценка эффективности мер, направленных на повышение ответственности работодателей за здоровье работников, через систему экономических и иных стимулов, а также рекомендаций по разработке корпоративных программ по укреплению здоровья;
- выявление и тиражирование лучших муниципальных программ общественного здоровья;
- разработка, реализация и оценка эффективности мер, направленных на совершенствование деятельности медицинских организаций и их структурных подразделений, осуществляющих профилактику неинфекционных заболеваний;
- разработка и реализация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей и молодежи, в субъекте Российской Федерации;
- повышение эффективности пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний в рамках общеобразовательных программ;
- подготовка предложенийпо созданию нарегиональноми муниципальном уровнях условий, обеспечивающих возможность ведения здорового образа жизни, систематических занятий физической культурой и спортом;
- повышение уровня профессиональной подготовки специалистов по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний (общественного здоровья);
- разработка и проведение коммуникационных кампаний, направленных на- - повышение ответственности граждан за свое здоровье, осознание ценности человеческой жизни и здоровья, формирование культуры здоровья в различных возрастных и социальных группах;
- разработка и реализация программ информирования беременных и рожениц по вопросам укрепления здоровья матери и ребенка, включая важность грудного вскармливания;
- разработка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, направленных на повышение защищенности граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака, а также сокращения бремени заболеваний и социальных последствий, связанных с потреблением (распитием) алкогольной продукции;
- разработка, реализация и оценка эффективности региональных программ по популяризации рационального питания, ликвидации микронутриентной недостаточности, прежде всего дефицита йода, увеличению потребления овощей и фруктов, пищевых волокон, рыбы и морепродуктов, снижению избыточного потребления гражданами соли, сахара, насыщенных жиров;
- разработка, реализация и оценка эффективности мер по профилактике хронических неинфекционных заболеваний у людей старшего возраста, включающих повышение физической активности данной категории граждан, сокращения потребления (распития) ими алкогольной продукции и потребления табака, повышения информированности граждан о возраст - ассоциированных заболеваниях и информирование общества по вопросам качества жизни граждан старшего поколения, ранней диагностики возраст - ассоциированных неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития;
- разработка мер по стимулированию предпринимательства и государственно-частного партнерства в области формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний в субъекте Российской Федерации;
- разработка и внедрение программ по укреплению психического здоровья, включая профилактику жестокого обращения и суицидов, в том числе среди несовершеннолетних;
- разработка, реализация и оценка эффективности мер по повышению доступности медицинской помощи при табачной зависимости и алкоголизме;
- разработка и внедрение программ, направленных на повышение числа лиц, контролирующих артериальное давление в целях профилактики осложнений сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе посредством медицинских изделий с функцией дистанционной передачи данных;
- разработка, реализация и оценка эффективности мер по повышению охвата населения профилактическими осмотрами и диспансеризацией, расширение практики выявления факторов риска и их коррекции, а также пропаганды здорового образа жизни медицинскими работниками, повышение охвата профилактическим консультированием с целью ранней и наиболее полной коррекции выявленных поведенческих и биологических факторов риска;
- разработка, реализация и оценка эффективности мер по совершенствованию диспансерного наблюдения, в том числе дистанционного диспансерного наблюдения с применениеминформационных технологий, за пациентами с неинфекционными заболеваниями, включая психические расстройства;
- анализ результатов проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения;
- подготовка ежегодного публичного доклада о состоянии общественного здоровья в субъекте Российской Федерации с размещением его в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- организация и проведение мероприятий по повышению уровня знаний медицинских работников, сотрудников образовательных организаций, организаций культуры, организаций физической культуры и спорта, средств массовой информации, иных организаций по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни;
- подготовка и тиражирование информационных материалов для взрослого и детского населения по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний, формирования здорового образа жизни, а также по правилам оказания первой помощи при жизнеугрожающих заболеваниях и состояниях;
- взаимодействие со средствами массовой информации, информационными ресурсами в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по вопросам общественного здоровья;
- привлечение к реализации проектов по укреплению общественного здоровья лидеров общественного мнения, формирование местного сообщества активных граждан, представителей сообществ, общественных объединений и иных организаций в целях укрепления общественного здоровья;
- организация и участие в проведении массовых мероприятий, акций, круглых столов, научно-практических конференций по вопросам укрепления общественного здоровья;
- ведение медицинской документации;
- представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти1;
- анализ работы медицинских организаций по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни, организационно-методического обеспечения проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения, диспансерного наблюдения лиц, имеющих высокий риск развития хронических неинфекционных заболеваний;
- участие в проведении прикладных и фундаментальных научных исследований в области общественного здоровья;
- участие в разработке мер по улучшению выявления и профилактики депрессивных, тревожных и постстрессовых расстройств, повышения доступности психологической и психотерапевтической помощи;
- взаимодействие с образовательными организациями, организациями физической культуры и спорта, некоммерческими организациями, включая волонтерские организации, в целях разработки и реализации региональных, муниципальных и корпоративных программ укрепления общественного здоровья; взаимодействие с профильными национальными медицинскими исследовательскими центрами, курирующими субъекты Российской Федерации по соответствующему профилю медицинской деятельности.